Потребитель тоже под охраной закона
Магазин – это место, которое мы посещаем чаще всего. И от того, насколько мы будем внимательны, во многом зависит, получим ли мы удовольствие от покупки. На что следует обращать внимание, каких правил придерживаться, мы спросили у специалиста управления экономики имущественных и земельных отношений, работающего в сфере защиты прав потребителей при районной администрации, Н.С. МОСКАЛЕВОЙ.
– Подходя к магазину, необходимо обратить внимание на то, где вы хотите сделать покупки. На вывеске должны быть название магазина, адрес, режим работы, – ответила Наталья Семеновна. – Все магазины, независимо от формы собственности, должны соблюдать объявленный режим. Поэтому, столкнувшись в дверях с продавщицей, закрывающей магазин за пятнадцать минут до окончания его работы, не стесняйтесь попросить обслужить вас.
При выборе помните, что даже в самых дорогих и хорошо оформленных магазинах товары могут оказаться некачественными.
В продовольственных магазинах самое главное правило потребителя – проверять сроки годности товаров. Срок годности указывается на упаковке, на развесном товаре – на первичной таре (коробках, мешках…). Бывает, что продавцы по халатности или умышленно, нарушая Закон «О защите прав потребителей», реализуют просроченный товар. Такое нарушение самое распространенное. Так что при покупке товаров, особенно таких как мясные, молочные, консервы, всегда обращайте внимание на срок годности.
Покупая сложные технические товары, особое внимание обратите на наличие инструкции на русском языке и сроков гарантии. Не покупайте товар, если инструкция на русском к нему не приложена, – очень велик шанс, что техника ввезена по «серому» импорту, обменять, отремонтировать, вернуть брак будет проблематично. Без понятной инструкции вы можете неправильно пользоваться товаром, что приведет к его поломке.
– Дайте несколько самых стандартных советов покупателю.
– Никогда не покупайте товар в первом попавшемся месте. Небольшая прогулка по магазинам позволит вам выбрать разумную цену на приглянувшийся товар.
Правильно оформляйте покупку. Обязательно берите чек. Если у вас его нет, лишь адвокат, и то только при наличии свидетелей, сумеет вернуть деньги за некачественный товар.
Не торопитесь во время покупки. Особенно если вас торопит продавец. Чем дороже вещь, тем дольше должна осуществляться покупка. Внимательно прочитайте инструкцию, сами нажмите на все кнопки.
Для дорогой вещи выбирайте максимально высокое качество. Старайтесь купить телевизор, холодильник, стиральную машину выше ваших возможностей: чтобы сэкономить на длительном сроке использования.
Знайте свои права и будьте готовы за них постоять. Быть юристом не обязательно, следует запомнить самые простые правила, которые защитят вас от самых распространенных ошибок. В конфликтах с продавцами следует вести себя вежливо (даже если к вам будут применены специальные провоцирующие приемы, чтобы вывести вас из рамок приличия и сделать виноватым), но уверенно и энергично. У нарушителей не должно остаться сомнений, что вы пойдете в суд. Это может прекратить конфликт в самом начале.
Никогда не покупайте с рук еду и лекарства. Очень уж велик риск.
– Как быть, если товар не подошел?
– В этом случае закон дает вам право в течение 14 дней обменять непродовольственный товар в магазине, где он куплен, на аналогичный, если он не был в употреблении. Аргументом для обмена может служить то, что товар не подошел вам по цвету, форме, размеру, фасону, габаритам или комплектации. Обменивать можно не все товары – существует специальный перечень качественных товаров, не подлежащих обмену на аналогичные. Этот перечень утвержден правительством России.
– Существуют ли правила поведения для спорных ситуаций, возникших после приобретения товара?
– Если при покупке вы попали в такую ситуацию, запомните несложные правила поведения для выхода из нее. Все переговоры сопровождайте письменными заявлениями. В заявлении изложите свои претензии к фирме и свои требования к ней.
Если вы считаете, что справедливость и закон на вашей стороне, то не бойтесь давления со стороны фирмы. Если вы не будете отстаивать свои права, то их будут постоянно нарушать. Повторюсь, будьте предельно вежливы, разговаривая с сотрудниками фирмы. Внимательно выслушивайте их объяснения о причинах нарушения условий договора и о возможных путях разрешения конфликта. Может быть, фирма предложит вам вариант решения конфликта, не спешите отказываться или соглашаться. Сначала все взвесьте, а потом принимайте решение. Не исключено, что фирма предложит вам другой вполне приемлемый вариант. Помните, что компромисс в большинстве случаев лучше войны.
Если фирма упорствует, не воспринимайте отказ выполнить ваши законные требования как личную трагедию. Помните, что на вашей стороне закон, и если вы будете настойчиво отстаивать свои права, вы не просто добьетесь справедливости, но и компенсируете свои материальные и моральные издержки. В тех случаях, если не надеетесь на свои силы, вы можете получить квалифицированную помощь у меня, обратившись лично или по телефону 5-08-49.
Вопросы задавала Наталья Родионова