Молодые ученые при поддержке Нижегородского НОЦ создали беспилотник на основе седельного тягача

Разработка нижегородских ученых способна перевозить грузы до 20 тонн и работать в ручном, беспилотном, дистанционном режимах

 

Команда нижегородских ученых из НГТУ им. Р.Е. Алексеева при поддержке Нижегородского научно-образовательного центра (НОЦ) создала новое беспилотное транспортное средство на основе седельного тягача МАЗ. Беспилотная машина способна перевозить грузы весом до 20 тонн.

«Научные коллективы нижегородских вузов, в том числе НГТУ, регулярно создают и внедряют актуальные инновационные решения, необходимые для промышленности. НОЦ стремится оказать максимальную поддержку для выстраивания взаимодействия между научными организациями и предприятиями, в том числе финансово поддерживать разработку новых технологий. К примеру, проект нижегородского политеха по разработке беспилотных систем управления транспортом в 2023 году выиграл грант в размере 7 миллионов рублей», - рассказал директор Нижегородского НОЦ Александр Тарасенко.

Работа проводилась в рамках федеральной программы Минобрнауки РФ «Приоритет 2030» национального проекта «Наука и университеты».

В НГТУ им. Р.Е. Алексеева отметили, что стратегический проект «Технологии проектирования высокоавтоматизированных наземных и водных транспортных средств» и поддержка проекта Нижегородским НОЦ позволяют вузу наиболее эффективно работать с промышленными партнерами.

«Проект позволяет охватывать всю технологическую цепочку создания беспилотного спецтранспорта в интересах добывающих отраслей и предлагая решения логистических задач бизнеса. Отмечу, это не первый беспилотный проект под заказ конкретного предприятия. Раньше наши ученые создали отечественный беспилотный коммерческий автомобиль, внедорожник и шахтную технику. Наша команда может адаптировать любое транспортное средство под конкретный запрос предприятия», - сказал проректор по программам развития НГТУ им. Р.Е. Алексеева Александр Хробостов.

Беспилотный МАЗ оснащен специальными лидарами и радарами, что помогает ему определять свое местоположение и препятствия на пути, дополнительной навигацией и вычислительными модулями, а также семью камерами, которые позволяют более точно определять местоположение. Компонентный состав позволяет двигаться в четырех режимах: машиной можно управлять традиционно в ручном режиме, она способна ехать в интеллектуальном беспилотном режиме, по заранее запрограммированной траектории, а также дистанционно, когда водитель находится за пультом в отдельной пилотной кабине. Способ управления зависит от потребностей пользователя, система создана так, что ее можно адаптировать под любые условия заказчика.

«В нашем беспилотном транспортном средстве предусмотрена система безопасности, необходимая для экстренной остановки, в кабине есть аварийные кнопки, при нажатии которых автомобиль интенсивно тормозит до полной остановки. Управлять машиной несложно - так, например, мы разработали специальное приложение для планшета, с помощью которого управление происходит в прямой видимости, при этом пилот находится за пределами кабины. Также мы заранее можем построить маршрут, при этом обрабатываем все условия, закладываем логику маршрута, определенные процессы и данные отправляются отдельно в систему, где они обрабатываются и уже выходят в виде большого собственного программного обеспечения. На оснащение данной машины беспилотными технологиями у нас ушло порядка шести месяцев», - отметил ведущий инженер Института транспортных систем НГТУ им. Р.Е. Алексеева Павел Береснев.

В ближайшее время разработка отправится проходить опытно-промышленные испытания на нефтегазовом месторождении России для проверки работоспособности беспилотника в реальных условиях. Основным партнером проекта выступило ООО «Газпромнефть-Снабжение».

Отметим, в ноябре 2023 года опытно-промышленные испытания беспилотной машины для шахт, разработанной НГТУ им. Р.Е. Алексеева, провели в поселке Пешелань Арзамасского округа. Комплекс автономного и дистанционного управления позволяет автоматизировать процесс перевозки руды самоходными машинами в шахте и исключить человека из опасной зоны проведения работ.

Напомним, НОЦ в Нижегородской области был одним из первых пяти научно-образовательных центров, созданных в России в рамках национального проекта «Наука и университеты. Это консорциум ведущих образовательных и научно-исследовательских организаций с организациями реального сектора экономики, результатом создания которого является получение новых конкурентоспособных технологий и продуктов с их последующей коммерциализацией, а также подготовка кадров для решения крупных научно-технологических задач по приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации. На сегодняшний день участниками Нижегородского НОЦ является 64 организации.

Национальный проект «Наука и университеты» направлен на привлечение талантливой молодежи в науку, повышение вовлеченности профессионального сообщества в эффективное решение стратегически важных вопросов в научной сфере, а также формирование у граждан страны полного представления о прорывных достижениях российской науки при взаимодействии государства, научного сообщества и бизнеса».