Ветеран подразделения особого риска
Около 15 лет в нашем районном центре проживает уроженец Подмосковных Химок подполковник в отставке Владимир Иванович РЕШЕТИНСКИЙ. За это время он успел полюбить Ардатов, людей, живущих рядом. Как ветерана подразделения особого риска и обладателя ордена Мужества и других государственных наград его приглашают на патриотические мероприятия, на встречи со школьниками и студентами.
В канун 23 февраля он стал желанным гостем и в нашей редакции. Рассказал много интересного из своей служебной биографии, дал напутствие будущим призывникам.
В ТЕПЛОЙ беседе за чашкой чая кадровый офицер с волнением и чувством особой гордости говорил о близких, которые в разные годы с честью несли звание защитника Отечества:
– Один из моих дедов прошел финскую и Великую Отечественную войны.
В сороковые роковые встал на защиту Родины и мой отец – командир противотанковых орудий старший лейтенант Иван Илларионович Решетинский. Участвовал в битве под Москвой. В первом же сражении подбил четыре вражеских танка и был представлен к ордену Красной Звезды. Три года прошел по дорогам войны. В одном из боев попал под бомбежку и остался без правой руки. После войны из-за гангрены перенес три операции. Но не пал духом: и семью создал, и высшее образование получил – окончил библиографический институт. Посвятив себя профессии библиографа, был увлечен работой и писал книги, по которым сегодня учатся библиотечному делу студенты. Отец неохотно рассказывал о войне. В 80-х все же решился показать места сражений под Москвой.
Моей маме, Анне Тимофеевне, не было и шестнадцати, когда немцы захватили ее родное селение Новодогино под Вязьмой. Ее семья три года была в оккупации и тоже хлебнула горя.
В День Победы, как и многие ардатовцы, вливаюсь в ряды Бессмертного полка и с гордостью несу портреты своих близких.
– Владимир Иванович, видимо, не случайно вы решили стать военным.
– После рождения младшей сестры мама приболела и больше не работала. Зарплата отца была невысокой. А потому семья жила скромно. Будучи старшеклассником, в летние каникулы я два года подряд ездил на Украину к дяде, который помогал с трудоустройством. Все заработанное отдавал родителям. И после окончания школы не хотел быть им обузой. Поступил в Балашихинское военное училище гражданской обороны СССР и все годы учебы был на гособеспечении. Окончив училище, в 1971 году в звании лейтенанта был направлен в поселок Новогорск Химкинского района в войсковую часть 151-го отдельного Краснознаменного механизированного полка гражданской обороны. Службе в этом полку посвятил двадцать шесть с половиной лет и ушел в отставку в звании подполковника.
– И какие же испытания уготовила вам служба в войсках гражданской обороны?
– За годы службы довелось побывать в разных уголках нашей страны и зарубежья. Была у меня служебная командировка в Демократическую Республику Афганистан, связанная с доставкой инженерной спецтехники. Еще два офицера нашего полка в ДРА участвовали непосредственно в боевых действиях, один из них погиб.
Наш отдельный механизированный батальон являлся основной тактической частью ГО и в своем составе имел подразделения механизированные, инженерно-технические, химзащиты, пожаротушения и водоснабжения. На химических и радиационно-опасных объектах мы занимались разведкой маршрутов в очагах поражений, строили дороги, понтонные мосты, расчищали завалы и извлекали пострадавших.
Приходилось участвовать в локализации крупных катастроф, стихийных бедствий, диверсий, не получивших по тем временам широкой огласки. Спустя много лет о некоторых из них стало можно говорить открыто. Мы устраняли аварию на Ярославском шинном заводе, а еще в Москве, когда горела гостиница «Россия». На железнодорожных узлах Подмосковья предотвращали последствия аварий, связанных с утечкой горючих и отравляющих веществ, таких как аммиак, хлор, ртуть. Тушили торфяники. Не раз боролись и с радиационной стихией.
Авария на Чернобыльской АЭС – самая крупная катастрофа, в ликвидации последствий которой довелось участвовать. Это был 1986 год. Вначале меня направили в штаб Московского военного округа, где занимался оформлением карты радиационной разведки. А вскоре наш отдельный механизированный батальон, командиром которого я являлся, оказался в пекле радиации. Около месяца вокруг так называемого «рыжего» леса, прилегающего к Чернобыльской АЭС, мы занимались расчисткой территории под строительство железной дороги, подготовкой площадки для погрузки и разгрузки железнодорожных составов. Вместе с гражданскими трудились в механическом цехе, расположенном в опаснейшей зоне – между третьим и четвертым реакторами АЭС… Через некоторое время меня командировали в Брянскую область в город Новозыбков, расположенный в 180 км от Чернобыля и в километре от зоны, не пригодной для проживания. Там пришлось задержаться на целых пять месяцев и заниматься дезактивацией города.
В БОРЬБЕ с невидимым коварным врагом – радиацией – многие военнослужащие и гражданские получили облучение. Сказалось это и на здоровье Владимира Ивановича. Но как истинный патриот своей страны он и сегодня считает, что при возникновении любой другой катастрофы не смог бы остаться в стороне.
Высокое чувство ответственности перед Родиной, желание и дальше быть ей полезной не покинуло ветерана: много лет он занимался общественной работой в организации инвалидов Чернобыля в Московской области, мечтает увековечить память ардатовцев-ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС.
За исполнение воинского долга в опасных условиях, связанных с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС, В.И. Решетинский награжден орденом Мужества, за обеспечение работ по захоронению ядерных отходов с Тоцкого испытательного полигона – крестом «Ветеран подразделения особого риска», а также другими правительственными медалями за службу Родине.
– Владимир Иванович, какое напутствие в канун 23 февраля вы дадите молодым ардатовцам – будущим призывникам?
– Армия воспитывает в человеке мужество, повышает физическую подготовку, закаляет характер, учит военным тонкостям, взаимовыручке и дружбе, в чрезвычайных ситуациях быстро оценивать обстановку и принимать правильное решение. И неважно, в каких родах войск доведется служить. Главное – быть беззаветно преданным Отчизне и в случае нависшей угрозы из вне, не раздумывая, встать на защиту мира и благополучия своих близких, своего народа.
Не сомневаюсь, что в этом меня поддержит и супруга Лариса Степановна (в девичестве Сизова), местная поэтесса и, кстати, тоже офицер – подполковник в отставке, более 20 лет посвятившая службе в военных комиссариатах Ардатова, Кулебак, Сарова, Богородска.
Вера ТОЛСТОВА.
Фото Никола ТОЛСТОВА