Одним из первых оказался в зараженной зоне

Участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС
Николай Анатольевич Гусев
Участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС Вячеслав Иванович Рябов (слева) и Николай Анатольевич Гусев (справа)

26 апреля 1986 года в 1 час 24 минуты произошла крупнейшая в истории человечества техногенная катастрофа на Чернобыльской атомной электростанции (АЭС), затронувшая судьбы миллионов людей. До сих пор на сотни километров в радиусе от Чернобыльской АЭС мертвая зона. Последствия той аварии были бы гораздо страшнее, если бы не мужество и самоотверженность людей, которые по зову Родины шагнули в радиактивное пекло, не взирая на смертельную опасность, рискуя своим здоровьем и самой жизнью.

СРЕДИ ликвидаторов было 24 наших земляка. Их тогда отправляли в Чернобыль в командировки для ликвидации последствий аварии. И, может быть, эти командировки и стали причиной недугов, которыми до сих пор страдает большинство из них.

В канун 31-й годовщины той страшной трагедии состоялась встреча с Николаем Анатольевичем ГУСЕВЫМ, проживающим в селе Пашутино. Одним из первых он оказался в тринадцатикилометровой зоне от разрушенного реактора. Он рассказал о себе, о том, чем занимался в Чернобыле, как сложилась дальнейшая его судьба.

Уроженец села Сосновка Стексовского сельсовета, в  1981-м он закончил восемь классов школы и поступил учиться в Ардатовское СПТУ № 104. В 1983-м получил специальность тракториста-машиниста широкого профиля. Два года работал в колхозе «Стексовский» трактористом. По направлению  от военкомата учился в СПТУ № 104 на водителя. В 1985-м  был призван в армию. Вначале попал в учебную часть в г. Балашов Саратовской области, получил специальность механика спецавтотранспорта (топливозаправщика) и был распределен в город Харьков, затем на военный аэродром города Борисполь. На топливозаправщиках доставлял бензин и керосин для самолетов и вертолетов. Служба шла своим чередом.

– НОЧЬЮ 26 апреля 1986 года нас подняли по тревоге, и своим ходом мы выдвинулись к Чернобылю, преодолели путь в 130 км, – поделился своими воспоминаниями Н.А. Гусев. – Двигаясь навстречу опасности, мы ни о чем не догадывались, нам ведь ничего не сказали. Остановились в чистом поле в 13 километрах от Чернобыля. Вскоре поблизости стали садиться вертолеты. С рассвета и до самой темноты винтокрылые машины сбрасывали мешки с песком, известью, глиной, свинцом в горящее пекло реактора.

Наша задача заключалась в том, чтобы топливные баки вертолетов всегда были заправлены горючим. Из средств защиты нам выдавали респираторы, но ими почти никто не пользовался. Ночевали прямо в кабинах автомобилей. В темное время суток было видно зарево от горящего реактора. Нас неплохо кормили, дополнительно  выдавали молоко, масло.  Сразу же оборудовали для нас сауну…

– Первый раз я пробыл в Чернобыле с 28 апреля по 4 мая, – продолжил Николай Анатольевич. – А уже 5 мая нас вертолетами отправили в часть в Борисполь. С 9 по 15 мая вновь работал в Чернобыле. Затем вернулся в часть. Нас, ликвидаторов, наградили  почетными грамотами и предоставили отпуск домой на 10 дней.

 После отпуска в Чернобыле был в третий раз. В июне перегнал свой топливозаправщик обратно в Борисполь, хотя его уже нужно было утилизировать.

По возвращению в часть мне было присвоено очередное воинское звание – ефрейтор. В сентябре 1986-го направили учиться на водителя категории «Д», это пригодилось в дальнейшем на гражданке. Получив новую категорию, с декабря  1986-го по июнь 1987 года возил на транспортном ЗИЛ-130 командирский летный состав из Киева в Борисполь.

УВОЛИЛСЯ в запас в июне 1987-го. Награжден медалью «За отличие в воинской службе» II степени, позже – нагрудным знаком «Участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС», юбилейной медалью «В память о ликвидации катастрофы ЧАЭС».

Вновь вышел на работу в колхоз «Стексовский» на следующий же день после демобилизации. Сел за руль УАЗ-469, затем ГАЗ-66. Возил зерно, другие грузы. Далее пересел на новенький дизель ДТ-75, пахал, бороновал, согребал сено, ездил в лес и т.д.

В 1988 году женился. А в следующем году колхоз нам построил дом в с. Пашутино. Я же продолжал трудиться в колхозе, работал и на Т-40, и на экскаваторе, и на ЮМЗ. В 1988-м устроился водителем школьного автобуса. В 2008-м пересел на новую «Газель». К сожалению, в 2010 году по состоянию здоровья с работы пришлось уйти.

Сегодня вместе с супругой ведем свое небольшое подворье. Есть у нас и пчелы, именно к ним у меня особое отношение. В 1999 году тесть мне подарил один улей. И я так этим делом увлекся, что создал собственную пасеку из 210 ульев, узнал о пчелах все. К сожалению, такое количество пчелосемей содержать оказалось не по силам, пришлось сократить число  ульев до 15.

ВСПОМИНАЯ страшные события на ЧАЭС, Н.А. Гусев считает, что ему повезло остаться в живых. Посчастливилось создать семью, воспитать детей, сегодня радоваться внукам. Ни им, ни кому другому он не пожелал бы оказаться очевидцем подобной техногенной катастрофы.


На службе в армии. Фото из семейного архива Н.А. Гусева