Для Родины сражался и трудился

Немного времени  остается до празднования 75-й годовщины Великой Победы, доставшейся нашему народу с таким трудом. Все меньше и меньше среди нас остается героев тех грозных сороковых, которые на разных фронтах, на море и на суше, в партизанских отрядах сражались с фашистами, не жалея жизни, теряли в боях своих товарищей. Немало наших земляков в конце войны и долгие годы после ее завершения вели ожесточенную борьбу с бандформированиями на территориях Белоруссии, Западной Украины, Литвы… Александр Галкин и Михаил Браев из Лемети, Василий Опарин из Стексова, Иван Запекин из Липовки, Владимир Серов из Майдана и многие другие прошли через это. Для них война закончилась десятилетие спустя… Как и для жителя райцентра Ивана Максимовича Галкина, с которым состоялась наша беседа несколько лет назад, когда он подробно рассказал о своем боевом пути, и которого, к сожалению, уже нет на этом свете.
 
В семнадцать лет в 1944-м он ушел добровольцем на фронт (из-за маленького роста его не хотели брать, пришлось писать заявление на имя военкома, а друзьям – за него поручиться).
Служить попал в Белоруссию, Барановичскую область, г. Ново- грудок в войска МВД – 4 стрелко- вую дивизию. Рядовому Галкину и его сослуживцам пришлось вести борьбу с националистическим подпольем и бандформированиями на территории Белоруссии, Западной Украины. Бывало, что бандитские группы насчитывали до 800 человек. Победу Иван встретил на территории Западной Украины, но на этом война для него не закончилась.
 
Его перевели в Литву, в войска МВД, 137 стрелковый полк, 10 дивизию. С этого момента Иван Галкин стал военнослужащим срочной службы, хотя все его обязанности остались прежними. До самой демобилизации наш земляк и здесь боролся с бандформированиями, состоящими в основном из литовцев, поляков, немцев, украинцев. 
Служба в Литве имела свои особенности: находились всегда в полной боевой готовности, в любой момент, по первому сигналу были готовы выступить и уничтожить бандгруппу. Почти все население хуторов сотрудничало с бандитами. Казалось бы, нет ничего особенного в том, что хозяин хутора привязывает свою лошадь в одном конце загона, а через некоторое время в другом, а для бандитов это уже сигнал. Таким образом сообщалось о наличии на хуторе солдат или милиции в дневное время. Ночью были другие сигналы. Не один раз нашему земляку приходилось в составе головного дозора из девяти человек проводить разведку, вступать в бой с бандитами.
 
– Приходилось и в болотах лежать, и в реке ночами мокнуть, чтобы выследить и уничтожить бандитов, – вспоминал ветеран. – Отряды МВД были сравнительно  мобильны – вначале пешим маршем, затем (после появления автомобилей) – на машинах, по сообщению головных дозоров выступали, окружали и уничтожали бандгруппы.
Долгое время ветеран не мог  забыть о встрече с бандой Мигайло в Русской деревне. Бандиты (литовцы и украинцы) в плен не сдавались, а взрывали себя так, чтобы лиц было не узнать. Делали они это для того, чтобы для их семей не было последствий. В лесах были вырыты и замаскированы бункеры, в которых порой находилось до 50 бандитов. Иногда такие бункеры располагались всего в четырехстах метрах от дороги.
 
Война для Ивана Максимовича закончилась лишь в 1951 году, после демобилизации. Вернувшись домой в мае, сразу же уехал в Горький. Устроился на завод «Почтовый ящик-680», работал в отделе кадров. Приехав в отпуск в 1952 году, познакомился с Н.В. Валовым, который и уговорил Ивана Максимовича сменить его и работать судебным исполнителем.
И.М. Галкин согласился. А еще он решил заняться своим образованием, окончил вечернюю школу и получил среднее образование.
 
С будущей супругой Анной Ивановной познакомился в Евпатории, где отдыхал по путевке. Ходили в кино, затем стали переписываться, а в 1964 году поженились.
До выхода на пенсию в 1992 году Иван Максимович так и работал в Ардатовском районном суде судебным исполнителем, за это время закончил юридические курсы в Горьком. За время работы неоднократно премировался, его фотография находилась на Доске почета. Получил звание «Ветеран труда».
 
– В День Победы, – рассказывала супруга Ивана Максимовича Анна Ивановна, – в нашем доме всегда было многолюдно. В этот день однополчане и друзья вместе с женами собирались и вспоминали погибших и умерших товарищей, произносили тост за Победу.
 
На фотографии мы видим много наград на груди ветерана. За участие в ликвидации Бело-Польских бандформирований, националистического подполья и его вооруженных банд на территории Литовской ССР Иван Максимович был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «Жукова» и другими юбилейными.
 
Николай ТОЛСТОВ