Афганистан из памяти не стереть

Александр Викторович КОЛОТЫГИН

30 лет назад, 15 февраля 1989 года, из Демократической Республики Афганистан был выведен ограниченный контингент советских войск. 111 наших земляков честно выполнили воинский долг, оставаясь верными присяге, семеро из них погибли.

Ратный путь воинов-афганцев отмечен орденами и медалями. Каждый по-настоящему познал цену жизни и дружбы в боевых условиях. Сегодня самым «молодым» ветеранам афганской войны исполняется пятьдесят лет. Но каждый по-прежнему помнит своих друзей, с которыми делил корку хлеба, глоток воды, последние патроны… По-разному сложились их судьбы после войны, но честность, открытость, желание прийти на помощь всегда выделяют эту категорию людей.

Александр Викторович КОЛОТЫГИН родился и вырос в Саратовской области. В 1980 году с мамой переехал в Хрипуново, где она стала работать дояркой, а он поступил учиться в Ардатовский совхоз-техникум на зоотехническое отделение.

– В октябре 1982-го меня призвали в армию,  – вспоминает Александр Викторович. – Служить попал в Термезский погранотряд. После трех месяцев учебки оказался на погранзаставе. За нами был закреплен участок границы протяженностью  15 километров вдоль Амударьи. По реке ходили пограничные катера. Сложность в охране нашего участка заключалась  в том, что в пойме реки местное население выращивало рис, и рядом с границей постоянно было движение техники и людей. В мае 1983 года на одном из построений командование предложило выйти из строя комсомольцам-добровольцам, желающим продолжить службу в Афганистане. Я, не раздумывая, вышел из строя. Со всех застав нас собрали в Термезском погранотряде, а далее в составе первой маневренной группы вертолетами перебросили в  Афганистан. Место расположения этой группы было в долине, со всех сторон окруженной горами. Для нашей безопасности в горах с разных сторон были разбиты  специальные площадки, на которых находилось примерно по 30 человек. В их распоряжении были минометная батарея, зенитная установка, ручные пулеметы и автоматы. В составе одной из групп был и я.

– Какие боевые задачи Вам довелось выполнять?

– Мы выполняли задачи по охране расположения первой  маневренной группы, перекрытию ущелий с целью не допустить прорыва по ним душманов, которых мы должны были вовремя заметить и уничтожить. Каждую ночь группа бойцов уходила в горы, чтобы перекрыть все имеющиеся тропы. Питание, воду, дрова и боеприпасы нам доставляли на вертолетах, которые, надо сказать, прилетали  довольно редко. Для создания малейших условий для проживания мы делали в скалах углубления, где это было возможно, выкладывали из камней стены. Крышу делали из подручных материалов, которые можно было найти поблизости. В этих строениях спасались от ветра и дождя, мороза и жары. Были у нас и минуты затишья, когда писали письма домой. Но, как правило, никто в них не сообщал, что находится в Афганистане. Так как к нам вертолеты прилетали редко, то и связь с Родиной была не частой. А по дому все очень скучали. Со мной служили ребята разных национальностей, практически со всего бывшего Советского Союза, и жили мы все дружно.

Часто нас навещали небольшие группы военнослужащих афганской армии. Мы помогали им с одеждой, продовольствием. Они нам рассказывали, что на одном из мест, где располагались наши укрытия, раньше были их позиции, и когда они их покидали, то спрятали пулемет. И мы потом действительно его нашли…

Когда срок моей службы в Афганистане подошел к концу,  домой все равно  не отпустили. Пришлось задержаться еще на пять долгих месяцев. Лишь в феврале 1985 года нас, дембелей, вертолетом собрали с разных площадок в расположение маневренной группы, а затем также вертолетом доставили в Термез. Здесь всем выдали новое парадное обмундирование, вручили награды отличившимся, необходимые документы и отправили на поезде по домам.

– Из Горького я приехал домой рано утром на такси, – продолжает А.В. Колотыгин. – Со слезами меня встретила мама. И хотя я не писал ей, что находился в Афганистане, она была уверена, что я был именно там.

– Как сложилась Ваша жизнь в дальнейшем?

– После возвращения из армии  устроился трактористом в колхоз «Хрипуновский». Здесь встретил и свою вторую половинку, с которой в мире и согласии живем 34-й год. В доме, когда-то выделенном колхозом, вырастили сына и дочь, а сейчас помогаем воспитывать троих внуков. Соорудили для них детскую площадку возле дома, где они играют вместе с соседскими ребятишками.

– Внуки играют, а мы с женой радуемся.  Разглядывая вместе с ними семейные альбомы, часто натыкаемся на мои фотографии, сделанные в Афганистане.  Никогда не смогу забыть события тех лет, настоящих проверенных друзей. Раньше меня часто приглашали в школу на классные часы, где ребята задавали много вопросов. Рассказывал о службе в Афганистане и на встречах с молодежью в сельском Доме культуры. Вот и в этом году получил приглашение на мероприятие, посвященное 30-летию вывода советских войск из ДРА, – завершает Александр Викторович.

Николай ТОЛСТОВ

 

Чтобы хоть как-то поднять настроение во время затишья, воины-интернационалисты устраивали праздники, даже Новый год с Дедом Морозом… (А.В. Колотыгин первый слева в нижнем ряду)